МАРКИРОВКА ТОВАРА – ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Оскар пошел в магазин и нагрузил покупками всю корзину, купив как продукты питания, так и бытовую химию, и комнатные тапки в придачу. Укладывая дома покупки в холодильник, он заметил по проставленной на упаковках молока и копченой колбасы дате, что срок годности этих продуктов истекает завтра. Кроме того, он обратил внимание, что на новых домашних тапках есть неизвестные ему знаки, из-за чего он не мог сказать, сделаны тапки из натуральной или искусственной кожи. У Оскара возникло несколько вопросов: когда лучше всего следует ознакомиться с маркировкой? Действуют ли в отношении маркировки конкретные требования и все ли изделия должны быть маркированы?
Одним из основных прав потребителя является право получения необходимой и достоверной информации о предлагаемых товарах и услугах. Хотя потребитель всегда имеет право спросить у продавца дополнительную информацию устно, большую часть сведений о товаре получают из его маркировки, прикрепленной к товару этикетке или из инструкции по использованию, приданной к товару.
ВНИМАНИЕ! Приложенная к товару маркировка предназначена для потребителя; таким образом, Ваша обязанность как потребителя – ознакомиться с маркировкой до того, как приступить к использованию изделия, причем желательно до покупки, чтобы убедиться в том, что изделие Вам подходит!
Требования к маркировке товара изложены во многих правовых актах. Основные принципы маркировки также установлены в законе о защите
прав потребителя.
Следует знать:
* маркировка предлагаемого или продаваемого потребителю товара должна быть удобочитаемой, понятной и однозначно понимаемой;
* на большинстве товаров кроме названия товара следует указывать также количество товара или его размеры, состав товара и количества компонентов состава, также инструкции по использованию товара и уходу за ним,
предупреждения и меры предосторожности, которые следует соблюдать во избежание рисков, связанных с использованием товара, срок хранения товара или основные технические характеристики товара;
* потребность в маркировке зависит от вида товара, его качеств и назначения, исходя из чего существует также товары, на которых достаточно указать их название, причем в случае, если отсутствие названия может ввести
потребителя в заблуждение (например, книги, шариковые ручки, столовые приборы и т.п.);
* на маркировке допускается использовать также инструктивные или предупредительные рисунки, пиктограммы, знаки и символы при условии, что передаваемая при помощи вышеуказанных средств информация понятна
потребителю. Например, пиктограммы используются на маркировке обуви и одежды;
* запрещено изначально представленную на маркировке информацию покрывать дополнительной информацией, рисунками или наклейками. Таким образом, у Вас, как у потребителя, всегда должна быть возможность сравнить
перевод текста маркировки с оригинальным текстом маркировки производителя.
Инструкция по использованию
В дополнение к маркировке производитель обязан приложить инструкцию по использованию товара, являющего технически сложным, содержащим опасные вещества или требующим специальных знаний в отношении использования товара (например, электротовары, компьютеры, бытовая техника, раскладные и требующие установки изделия и т.д.
ВНИМАНИЕ! Потребителям следует знать о том, что информация от производителя, касающаяся инструкции по использованию товара, должна быть переведена на эстонский язык в объеме, содержащем необходимые для потребителя сведения по правильному использованию товара по назначению, а также по правильному уходу за ним. Таким образом, потребитель должен получить как оригинальную инструкцию, так и перевод этой инструкции на эстонский язык. Если инструкция по использованию не приложена к товару, ее следует обязательно спросить!
Особые требования к маркировке определенных товаров
В отношении маркировки многих товаров
специальными правовыми актами введены в действие особые требования. Обувь, одежда, бытовая химия, косметические изделия и т.п. представляют собой примеры товаров, маркировка которых должна соответствовать, кроме общих требований, установленных законом по защите прав потребителя, также всем особым требованиям, введенным в действие в отношении данных товаров.
Например, при покупке обуви потребитель должен получить сведения о том, из какого материала изготовлена подошва обуви, ее верхняя часть и подкладка. Для этого используются специальные пиктограммы, которыми помечают соответствующую часть обуви и используемый в ней материал.
Пиктограммы, используемые для маркировки обуви:
Поверхность Подкладка и внутренняя стелька Подошва
КожаПокрытая кожа
Текстильные материалы все остальные материалы
Особые требования к маркировке продуктов питания
Чтобы иметь возможность сделать осознанный выбор и быть осведомленным о том, что мы едим, очень важно обращать внимание на маркировку продуктов питания.
Следует знать:
* на маркировке продуктов питания, среди прочего, должны быть указаны: наименование продукта, его состав, как правило, также количество составных частей в процентах, количество нетто, минимальный срок хранения или
конечная дата реализации и употребления продукта, условия хранения или использования, производитель, данные упаковщика или продавца, страна происхождения продукта (если ее отсутствие может существенным образом
ввести потребителя в заблуждение) и т.д. Составные части представляются в порядке убывания; таким образом, составной части, указанной первой, в продукте содержится больше всего;
* использование пищевых продуктов и некоторых товаров широкого потребления (например, косметика, бытовая химия) ограничено по времени. Если на товаре есть маркировка “годен до”, то речь идет о скоропортящемся продукте
питания, который можно как продавать, так и употреблять только до указанной на нем даты (включительно). При помощи маркировки “желательно употребить до” производитель гарантирует сохранность лучших качеств продукта
до указанного срока. Имейте ввиду, если продавец уверен в том, что товар, срок “желательно употребить до” которого истек, (например, кофе или печенье), для Вас безопасен, он может продавать его и позже. Но в данном
случае он должен расположить этот товар отдельно от других и добавить ясное объявление о том, что срок “желательно употребить до” для данного товара истек;
* кроме упомянутых общих требований к маркировке продуктов питания в отношении определенных продуктов питания действуют также специальные требования к маркировке. Например, замороженные овощи или рыбные палочки
должны содержать указание “после размораживания вторично не замораживать”, а пищевые приправы должны иметь предупреждение о хранении продукта в недоступном для детей месте.
СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ!
* Следует всегда ознакомиться с маркировкой товара до того, как купить и употребить товар!
* Маркировка товара предназначена для потребителя, поэтому будьте внимательны и хорошо изучите товары, которыми Вы пользуетесь.
* Если маркировка непонятна, у Вас есть право спросить у продавца дополнительную информацию.
* Не игнорируйте информацию, приводящуюся на маркировке или в инструкции по использованию; в противном случае Вы можете поставить под угрозу свое здоровье!
* Если Вам кажется, что маркировка неполная и не соответствует требованиям, сообщите об этом департаменту защиты прав потребителей.
Дополнительную информацию о своих правах потребителя получишь по телефону 1330