Основной целью работы Департамента защиты прав потребителя является оказание помощи потребителю, защита законодательных прав потребителя, представления его интересов, а также создание возможностей для получения информации, чтобы потребитель мог быть равноправным участником рыночных отношений и достойным соперником производителям и продавцам товаров и услуг.
Потребителю самому непросто осуществить правильный выбор из широкого ассортимента предлагаемых товаров и услуг, а также избежать невыгодных договорных условий, умело предлагаемых коммерсантами.
Информированный потребитель, который хорошо знаком со своими правами и обязанностями, вынуждает коммерсантов придерживаться честных правил игры.
Основными задачами Департамента защиты прав потребителя в соответствии с основными положениями являются:
* внедрение средств по защите жизни и здоровья потребителя, которые помогают обеспечить безопасную продажу товаров и услуг на потребительском рынке;
* защита экономических интересов потребителя;
* величение информационного объема и углубление знаний потребителя.
Департамент по защите прав потребителей (Департамент) был создан в 1994 году с целью защищать законные права и представлять интересы потребителей. Департамент действует как правительственное учреждение в сфере компетенции Министерства экономики и коммуникаций и проводит в жизнь государственную политику защиты прав потребителей.
В соответствии с политикой защиты прав потребителей ООН и Европейского Союза и исходя из требований закона о защите прав потребителей департамент занимается проблемами отдельных потребителей.
Для обеспечения прав потребителей в Эстонии действует закон о защите прав потребителей, который предусматривает следующие основные права потребителей:
* требовать и получать товары и услуги, соответствующие общепринятым требованиям, безопасные для жизни, здоровья и имущества потребителя, а также разрешенные к приобретению и использованию;
* для осуществления осознанного выбора получать необходимую и правдивую информацию о предлагаемых товарах и услугах, а также своевременную информацию о рисках, связанных с ними;
* получать правовую и связанную с областью потребления информацию;
* получать консультации и помощь в случае нарушения предоставленных прав;
* требовать возмещения причиненного имущественного и неимущественного ущерба;
* ходатайствовать об учете своих экономических интересов и об участии посредством союзов и объединений в принятии решений, формирующих политику защиты прав потребителя.
Потребительская политика Эстонии в основном опирается на принципы, сдерживающие конфликты, и цели повышения сознательности как потребителей, так и торговцев, а также нацелена, посредством этого, на упорядочение потребительского рынка и внедрение добрых торговых обычаев.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕПАРТАМЕНТА
Основные задачи Департамента по защите прав потребителей по обеспечению защиты жизни и здоровья, а также хозяйственных интересов потребителей можно разделить на три крупных сферы деятельности:
* осуществление рыночного надзора на потребительском рынке;
* повышение сознательности потребителей, в т.ч. консультирование и обучение потребителей;
* рассмотрение жалоб от потребителей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ДЕПАРТАМЕНТЕ
Департамент по защите прав потребителей состоит из пяти отделов и уездных служб, расположенных по всей Эстонии.
® Задачами отдела надзора за рынком товаров и услуг
являются осуществление надзора на потребительском рынке за продаваемыми товарами и услугами, а также за методами маркетинга предпринимателей, представление предложений по изменению или внедрению правовых актов, участие в деятельности международных организаций, занимающихся защитой потребителей.
На сегодняшний дель Департамент по защите прав потребителей обеспечивает надзор примерно за 60 различными правовыми актами. При осуществлении надзора Департамент сотрудничает с другими местными надзорными учреждениями и международными организациями, осуществляющими надзор за рынком товаров и услуг.
® Безопасность продукции и услуг
Очень важной надзорной функцией является обеспечение безопасности продукции и услуг. На Департамент по защите прав потребителей, как на учреждение страны-члена ЕС, применяющее правовые акты, возложено наряду с обеспечением безопасности внутригосударственного потребительского рынка и ответственность за его безопасное функционирование. Департамент надзирает за тем, чтобы товары и услуги, предлагаемые потребителям, соответствовали закону о безопасности продукции и услуг и не причиняли вред здоровью и имуществу потребителей. Для определения соответствия требованиям Департамент выборочно тестирует продукцию в лабораториях местного значения и Европейского Союза.
С 1-ого мая 2004 года Департамент участвует в системе быстрого горизонтального мониторинга RAPEX (Rapid Exchange System for rapid exchange of information on danger arising from the use of consumer product). Целью этой инфосистемы является предупреждение широкого распространения опасных товаров и обеспечивание регулярного обмена информацией между учреждениями, наделенными надзорной функцией, чтобы возможно быстро применить меры по обнаружению опасных товаров на рынке и их устранению из торговой сети.
® Надзор за рекламой
Учитывая постоянно развивающиеся рекламные и маркетинговые приемы, нацеленные на потребителей, важное значение в работе Департамента имеет осуществление надзора за рекламой. Департамент следит за тем, чтобы в рекламе, нацеленной на потребителей Эстонии, не использовались недозволенные методы и средства и чтобы реклама была в отношении потребителей добросовестной и отвечала требованиям закона о рекламе.
® Защита экономических интересов потребителей
С целью обеспечения защиты экономических интересов потребителей Департамент по защите прав потребителей следит за содержанием типовых условий договоров, заключаемых предпринимателями с потребителями, информирует общественность о различных опасных ситуациях для экономических интересов потребителей и следит, чтобы свободный выбор потребителей при покупке товаров и услуг не был нарушен.
® Задачами отдела потребительской политики и по связям с общественностью
являются организация публичных связей Департамента, обучение и консультирование потребителей и распространение информации, связанной с защитой прав потребителей, а также развитие как на местном, так и на международном уровне сотрудничества в области защиты потребительских прав.
_________________________________________________________
Консультационный телефон 1330 и 6201 707
предлагает потребителям в рабочие дни недели бесплатные услуги консультирования. Кроме этого по инфотелефону можно передать сообщения о нарушении прав потребителей в торговой сети и на обслуживающих предприятиях.
_________________________________________________________
При распространении информации по защите потребительских прав большое значение имеет информация на сайте wwwtka.riik.ee, где потребители и предприниматели могут найти полезную информацию как на эстонском, русском, так и на английском языках. Для этих же целей служат различные инфобуклеты и –материалы.
_________________________________________________________
Для повышения сознательности потребителей значительную роль играет обучение потребителей. Целью обучения потребителей является повышение информированности и воспитание критически и осознанно настроенных потребителей, предоставив им базовые знания о защите потребительских прав и связанных с этим обстоятельств. При организации обучения потребителей Департамент тесно сотрудничает с просветительскими кругами.
® Задачами отдела по рассмотрению жалоб от потребителей
являются консультирование потребителей, рассмотрение заявлений и жалоб от потребителей, обслуживание комиссии по рассмотрению жалоб от потребителей и участие в деятельности международных сетей сотрудничества, занимающихся защитой потребителей.
_________________________________________________________
Комиссия по рассмотрению жалоб от потребителей является внесудебной независимой инстанцией, ведущей деятельность при Департаменте по защите прав потребителей и разрешающей споры между потребителем и торговцем. В комиссии, состоящей по меньшей мере из трех членов, рассмотрением жалобы руководит председатель комиссии. Членами же комиссии на условиях равного представительства являются представитель Департамента по защите прав потребителей или союза потребителей и представитель профессионального союза предпринимателей. Для потребителя и предпринимателя рассмотрение дела в комисси, по сравнению с судебным разбирательством, значительно проще, удобнее, занимает меньше времени и денег, поскольку является бесплатным для сторон. Решения комиссии опубликованы на сайте департамента wwwtka.riik.ee.
_________________________________________________________
Значительной сферой деятельности при рассмотрении жалоб от потребителей являются права пассажиров авиарейсов в случае отставания их от рейса, отмене или долгосрочной задержке рейсов, которые определены постановлением Европейского Парламента и Совета № 261/2004. Департамент по защите прав потребителей обеспечивает применение указанного постановления при защите прав потребителей.
® Основной задачей Европейского центра по защите прав потребителя в Эстонии
является защита прав потребителей при совершении ими трансграничных покупок. Центр предлагает потребителям информацию об их правах в странах-членах ЕС, консультирует по проблемам, связанным с трансграничными покупками и, при необходимости, рассматривает конкретные жалобы или посредничает при их рассмотрении причастными учреждениями в странах-членах ЕС. С деятельностью центра можно познакомиться ближе на специальном сайте wwwconsumer.ee.
® Посредством двенадцати уездных служб Департамент по защите прав потребителей представлен во всей Эстонии.
Задачами уездных служб является защита потребителей на местном уровне, в т.ч. их консультирование, рассмотрение жалоб от потребителей на местах, надзор за торговой сетью и предприятиями обслуживания, а также сотрудничество с местными союзами и объединениями потребителей.