при заказе строительно-ремонтных работ
14.12.2005 Prindi
Как поступать, если во время проведения ремонтных работ квартиры или дома неправильно установлены окна, двери поставлены не из того из материала, который был заказан или срок выполнения работ растянулся на непозволительно долгое время?
Важно знать, что строительные и ремонтные работы это вид лицензированной деятельности. Требуйте всегда предъявления лицензии и убедитесь, что она действительна. Это означает, что тот, кто предлагает услугу, действует легально и в случае возникновения разногласий возможна защита своих прав.
При оформлении любого заказа стороны должны придерживаться закона и достигнутых договоренностей. При оформлении заказа, во избежание дальнейших недоразуменей, целесообразнее будет заключить письменный договор, подтверждающий факт заказа.
Договор должен включать:
* Имя или наименование продавца услуги, регистрационный или личный код, почтовый адрес, контактные номера;
* дата предоставления заказа;
* дата выполнения заказа. Обязательно внесите в договор, что за каждый просроченный день продавец услуги должен платить вам пени или штраф. Этим вы избежите затягивания работ;
* перечень договорных работ и стоимость.
Помимо прочего, в договоре можно указать также :
* список, переданных продавцу услуги, материалов и инструментов, их количество и стоимость, а также, по возможности, идентифицирующие их данные и образцы.
* условия оплаты и количество наличных денег. Если продавец услуги, по независящим от него причинам, требует дополнительных расходов по выполнению заказа, то продавец услуги обязан поставить вас об этом в известность, сообщив о необходимости дополнительных работ и их стоимости, а также получить от вас письменное согласие для их осуществления. Если вы не согласны, то у продавца нет права требовать оплаты дополнительных работ;
* гарантийные условия
Будьте внимательны в ходе проведения работ.
Если вы видите, что выполнение работ затягивается, сразу же напомните об этом продавцу услуги. Добавьте в договор пункт о штрафных санкциях или пени в случае нарушения сроков. Если продавец пользуется во время выполнения работ услугами третьих лиц (подрядчиков), а вы не согласны принимать их работу, сразу же пригласите продавца услуги (того, с кем вы заключали договор) на место. Не допускайте появления в договоре пункта о том, что подрядчики отвечают за свою работу.
Если качество работ кажется вам сомнительным, сразу же пригласите продавца услуги на место. При необходимости пригласите и независимого компетентного человека.
При приеме работ будьте особенно бдительны!
Постарайтесь до приема работ убедиться, что работы выполнены согласно вашим пожеланиям. Если сомневаетесь в качестве работ, воспользуйтесь помощью компетентного человека. Не ставьте легко свою подпись по поводу приема работ. При возникновении недостатков позднее вам будет сложно доказать, что в этом виновен продавец услуги.
Некачественное выполнение работ и предъявление претензий
Как поступать, если во время проведения ремонтных работ квартиры или дома, неправильно установлены окна, а двери поставлены из материала, отличного от того, который был заказан или при передаче работ выясняется, что мнения у потребителей и строителей по поводу качества работ различны.
У потребителя есть право предъявить продавцу услуги претензию по поводу качества, если возникнет необходимость. Проконтролируйте качество сразу же после окончания работ и при необходимости сразу же предъявите претензию. В случае некачественного выполнения работ у потребителя есть право требовать: В случае оказания некачественной услуги у потребителя есть право потребовать:
* снижения стоимости услуги
* бесплатного устранения недостатка (исправление работы)
* оказание повторной, качественной услуги (исполнение новой работы)
Если потребитель имеет дело с значительным нарушением договора (прежде всего если устранение недостатка не удалось, продавец услуги необоснованно отказывается исправить работу или не делает этого в разумный срок), то у него появляется право отступить от договора и потребовать свои деньги обратно.
В претензии укажите:
* что и у какой фирмы было заказано;
* какие были сроки поставки и выполнения заказа;
* были ли соблюдены эти сроки;
* дата появления поломки или недостатка и его признаки;
* ваше собственное предложение решения сложившейся проблемы.
Если вы испытываете при написании претензии трудности, то спросите совета у компетентного человека или юриста. Письменную претензию оформите в двух экзеплярах, зарегистрируйте обе копии у секретаря и первую предъявите предприятию обслуживания, а вторую оставьте себе.
Если фирма не согласна с вашей точкой зрения, то она должна заказать экспертизу.
Если вы все же не получили удовлетворительного ответа, вы можете обратиться в Департамент защиты прав потребителя за консультацией. Компетенция департамента ограничена законом, поэтому не все претензии мы уполномочены рассматривать (например наличие двух различных экспертных мнений относительно качества ремонтных работ). Последний шаг для защиты своих прав это обращение в суд.
Смотрите дополнительно (LINK- Как поступать, если был куплен товар или услуга, не соответствующая условиям договора)
Практические советы и предостережения
Большинство проблем у потребителей связано, с установкой новой двери в квартире, с застеклением балкона, с заменой окон, настилом полов и другими ремонтными работами, связанными по дому.
Здесь приведены наиболее типичные случаи, с которыми Департаменту защиты прав потребителя пришлось столкнуться при разрешении проблем со строительно- ремонтными услугами.
* Работы заказываются по газетным объявлениям, которые не содержат данных о предприятии. Предлагаются строительно-ремонтные услуги: изготовление и установка окон и металлических дверей, застекление балконов, «евроремонт» квартиры. Часто в объявлении есть такие строчки: «Пенсионерам скидка!». На самом деле речь идёт не о скидке, а о самом простом изделии, качество и цена которого понятно ниже, по сравнению с продукцией специализированного предприятия. Предприятие данные о себе не разглашает, кроме номера мобильного телефона, позвонив по которому, к вам нáдом приходит неизвестное лицо. Устно, любезно обещает исполнить пожелания заказчика и берёт ориентировочную сумму задатка в размере половинной стоимости заказа. В ответ даётся чек или кассовый ордер с именем несуществующего или ликвидированного предприятия и к договоренному сроку изделие не привозят.
Есть случаи, когда представитель так называемой фирмы всё же приходит в договоренное время, устанавливает обещанную дверь или окно и спрашивает у потребителя оставшуюся сумму за услугу, «забывая» на принятые деньги оформить чек. После ухода работников, обнаруживаются дефекты как по установке, так и самого изделия. На звонок, по указанному в объявлении телефонному номеру, с потребителем не хотят разговаривать, отвечая, что по названному адресу они не принимали ни одного заказа на услуги и платы за услуги. Потребителям, попавшим в такое положение, помочь практически невозможно, так как договор был не оформлен должным образом.
* Были такие случаи, когда люди соглашались с предложением фирмы, что при письменном оформлении цена заказа будет дороже, чем, если «бумаги не оформлять». Если у людей и возникают сомнения, то при получении чека с печатью фирмы, при оплате наличными, люди отказываются от всевозможных письменных оформлений заказа. Позднее выясняется, что на квитанции не отмечено, за что и от кого деньги получены, заказы выполняются с запозданием и недостатками. Обещания ликвидировать недостатки предприятие не выполняет. Департамнт защиты прав потребителя оказывается в крайне сложном положении, чтобы помочь потребителю, так как в отношении условий заказа и обязанностей не составлено письменного договора. Были случаи, когда предприниматель не признавал имеющуюся на квитанции подпись.
* Практика показывает, что очень трудно разрешать заявления, предъявленные к физическому лицу, зарегистрированному как предприниматель, оказывающий услуги (FIE). На деятельность предпринимателя-физического лица практически невозможно получить данные, т.к. он не обязан регистрироваться в коммерческом регистре. Он на учёте только в местном налоговом департаменте, который данные о его деятельности не выдаёт, по зарегистрированному адресу предприниматель чаще всего не действует. В части строительно-ремонтных работ договариваются устно, составляя только эскизы, которые не однозначно понимаемы. Часто заказчик при конечной оплате счёта требует скидки с цены, объясняя это некачественным результатом работы. Работодатель считает претензии, предъявляемые со стороны потребителя необоснованными и не соглашается на скидку с оговоренной ранее цены. Невозможно выяснить, кто говорит правду, а кто выдумывает. В данном случае, департамент защиты прав потребителя может только предложить сторонам достичь договоренности между собой. Есть случаи, когда обе стороны идут на уступки и приходят к разумной договоренности. Встречаются и такие случаи, когда представители обеих сторон требуют обращения в суд. Для предотвращения подобных случаев необходимо заключать письменный договор.
* В департамент защиты прав потребителя часто поступают жалобы, в которых просят у департамента помощи в разрешении споров с предприятием. Имеем дело со случаями, где на первый взгляд кажется всё соответствует требованиям: заказ на изготовление и установку дверей и окон (в основном пластиковых) оформлен письменным договором, предприятие в коммерческом регистре зарегистрировано и имеет, отвечающее требованиям, соответствующее разрешение на деятельность. В пункте приёма заказов имеются образцы изделий, инструкции по пользованию и формы типовых договоров.Также при оплате заказа предусмотрены возможность и условия оплаты в рассрочку.Несмотря на выполнение перечисленных требований, всё же возникают проблемы:
* одна из первых причин для беспокойства – превышение сроков выполнения заказа, установленных договором.
* вторая причина напряжённости – это разногласия по-поводу размеров или внешнего вида, изготовленного изделия.
* в третьих – возможны разногласия в части качества установки заказанного изделия.
Замеры обычно производятся работодателем в присутствии заказчика и с его согласованием, что в итоге заверяется подписью заказчика. При установке выявляются разногласия в согласованных размерах, так как у заказчика не было полного представления, как влияют размеры деталей на заказ в целом. В одном таком случае, исполнение договора на заказанные пластиковые окна представили в зимний период. Окончательно вопрос разрешился при наступлении тёплой погоды. Наблюдались также случаи, когда у заказчика были трудности при установке окон и дверей, изготовленных по представленным им самим размерам. Затраты, связанные с заменой окон и дверей возрастают в том случае, если решают сэкономить на замерах и установке. Во извежании ошибок, следует замеры и установку доверить специалистам предприятия.
Согласно закону о долговом праве в случае возникновения разногласий при оценке соответствия услуги требованиям продавец услуги обязан доказать свою невиновность путем заказа экспертизы. В соответствии со статьей 642 закона о долговом праве, обязанность заказа экспертизы в течение первых 6 месяцев с момента заключения договора лежит на плечах продавца услуги. Если продавцу и потребителю не удастся разрешить возникшие разногласия, то спор разрешит только суд.
Принимая во внимание вышеизложенное, у департамента защиты потребителя довольно ограниченные полномочия в разрешении споров по договору подрядных работ. Правосудие, в споре, связанном с выполнением договора, является компетенцией суда. Департамент защиты потребителя в спорах по договорным подрядным работам, может предложить компромиссные решения, чтобы предотвратить дорогостоящие и продолжительные судебные производста.
В связи с наблюдающимися в данной сфере деятельности проблемами и недоразумениями, департамент защиты прав потребителя советует при заказе услуг иметь ввиду следующее:
* При заказе услуги, потребителю должно быть видно имя продавца услуги или название фирмы, его почтовый адрес и контактный номер связи. Также потребитель вправе видеть разрешение на деятельность или его заверенную копию. Следует избегать заказов услуг по газетным объявлениям, если там указан только номер телефона предприятия, оказывающего услугу.
* При заказе дверей, окон и других работ, требующих установки – необходимо через фирму, осуществляющую эти работы, заказать от них как взятие размеров, так и последующую установку. Часто, за счёт вышеназванных работ, потребители хотят сэкономить деньги, а замеры и работы по установке производят сами. Однако во избежании ошибок, эти работы следует доверить профессионалам.
* При заказе работ необходимо больше внимания уделить оформлению заказа. Потребитель вправе потребовать при принятии заказа дополнительный документ, т.е. договор. В случае, если потребитель не заключает письменного договора, то этим он одновременно отказывается как от гарантии, так и от того, что названная услуга ему вообще-то будет оказана. Также лишается возможности предъявить претензию по выявленным ошибкам или другим возникшим проблемам.
Договор должен содержать:
* Данные о продавце услуги ( имя, регистрационный номер или личный код, почтовый адрес, телефонный номер и т.д.).
* Дату заказа и дату исполнения заказа. Оставив не зафиксированной дату исполнения заказа, трудно предотвратить превышение сроков исполнения заказа. При устной договоренности, невозможно доказать превышение сроков исполнения заказа.
* Цена оговоренной работы. В случае, если деньги вносятся частями, необходимо точно отметить условия оплаты – размер задатка и сроки оплаты. На всевозможные совершаемые платежи, необходимо попросить документ, подтверждающий оплату.
* Чтобы избежать несоответствия заказанных работ договорным, советуем отметить в договоре перечень работ, замеры заказанного изделия, наружный вид и используемый материал.
* Чтобы гарантировать свои права, необходимо в договоре точно отразить условия предоставления гарантии ( гарантийный срок, т.е.период, территориальное действие гарантии, чёткий и однозначно понятый перечень прав и обязанностей потребителя ).
Обговоренную цену на заказанную услугу и смету работ, предприятие не может увеличить без письменного согласия потребителя. Если к заказанным строительно-ремонтным работам у потребителя возникают претензии, то:
1. в первую очередь следует обратиться с письменным заявлением к предприятию, оказавшему услугу.
2. в случае разногласий между потребителем и предпринимателем, в части качественной услуги, продавец обязан заказать независимую экспертизу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________